ГлавнаяMain   МузейМузей

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ

Михаила Николаевича ШАРОМАЗОВА

далее

Уважаемые посетители!

Я рад приветствовать вас на официальном сайте Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Время не стоит на месте, вслед за ним меняемся и мы. Современные технологии позволяют стать ближе к посетителям и быть более открытыми по отношению ко всему миру. Сайт даёт прекрасную возможность рассказать о том, чем живёт музей. Ежегодно в Кириллове бывают сотни тысяч туристов. Большинство из них – люди, которые приезжают совершенно самостоятельно. Многие узнают о Кирилло-Белозерском музее-заповеднике благодаря сети Интернет. Кроме того, сегодня туристы предпочитают отправляться в путешествие заранее подготовленными и проинформированными. В этом случае им на выручку приходит наш сайт.

На его страничках можно найти информацию о коллекциях музея, выставках, мероприятиях, режиме работы, ценах на посещение и множество других интересных вещей. К примеру, любой пользователь сможет совершить виртуальную прогулку по территории архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря. Или при помощи web-камеры увидеть, что происходит в музее в данную минуту. Музей состоит из нескольких объектов показа: архитектурных ансамблей Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастыря, музейного комплекса «Цыпино», Музея истории города Кириллова и Кирилловского района. Каждому из них посвящён свой раздел, что, несомненно, позволяет гораздо быстрее найти нужную информацию. 

Данный сайт полезен и для профессиональных исследователей. На нашем ресурсе регулярно публикуются каталоги и научные статьи сотрудников музея. Посещение этой своеобразной электронной библиотеки позволит специалистам из других городов не только преодолеть расстояние, но и существенно сэкономить время.О самых свежих событиях в жизни музея рассказывает новостной блок. В нём же содержатся анонсы на ближайшие мероприятия, размещаются интервью с различными специалистами.

Выражаю надежду на то, что благодаря музейному сайту вы найдёте для себя полезную информацию, а само пребывание на нём принесёт вам положительные эмоции.


С уважением и наилучшими пожеланиями,
директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника 
Михаил Шаромазов

Приветственное слово Михаила Николаевича EN

История музея

История возникновения и развития Кирилло-Белозерского музея-заповедника во многих отношениях типична и может служить иллюстрацией превращения культовых ансамблей и отдельных сооружений в музеи. Официально Кирилловский музей возник при советской власти, в 1924 году, но этому предшествовала длительная предыстория. Попытку устроить музей в стенах Кирилло-Белозерского монастыря предпринял в 1906 -1908 гг. иеромонах Антоний (А.А. Александров). Но его начинание не нашло поддержки у властей монастыря. С 1917 по 1921 год в монастыре хранились материалы Государственного архива, эвакуированного из Петрограда. В 1919 году в монастыре начались ремонтно-реставрационные работы. Ученые – архивисты, архитекторы, реставраторы, представители местной власти и общественности города Кириллова делали неоднократные попытки организовать в Кириллове музей памятников старины и искусства, но они увенчались успехом только в конце 1924 года.

Первое время Кирилловский музей был филиалом (отделом) Череповецкого окружного губернского музея. В 1926 году он был передан в ведение Главнауки Наркомпроса и стал самостоятельным музеем. За Окружным музеем сохранились лишь функции методического контроля и оказания практической помощи в становлении молодого собрата. В этот период на территории Кирилло-Белозерского монастыря, кроме музея, размещались детский дом, квартиры, хранилища зерна, соли, дров, сена.

Первый директор – заведующий музеем Александр Александрович Холмовский занимался постановкой коллекций на учет, выявлением ценных предметов из имущества церквей, монастырей, усадеб. В 1929 году в музее открылась первая постоянная экспозиция. Она состояла из семи разделов и давала представление о колонизации края и истории монастыря. Основная экспозиция работала круглый год, а в летнее время для осмотра открывались и архитектурные памятники. Плата взималась только лишь за ведение экскурсий. К этому времени наметилось и стратегическое направление развития музея как архитектурно-исторического и художественного, что соответствовало наличию большого количества памятников архитектуры и составу фондовых коллекций.

 

Однако это верное и естественное развитие музея вскоре было прервано. С 1930 года резко сократилось финансирование музея, что привело к сокращению штата, свертывание научной, экспозиционной работы. Вместе с переходом на финансирование из местного бюджета изменилась и подчиненность музея. С 1930 года он перешел в ведение Кирилловского отдела народного образования. Перевод на местный уровень дал широкую возможность партийным и советским органам активно вмешиваться в жизнь музея. Основным направлением в работе стало краеведение, показ достижений социалистического строительства, что явно не соответствовало ни характеру памятников, ни содержанию коллекций. Процесс реорганизации Кирилловского музея в краеведческий затянулся до 1935 года. За это время изменилось содержание экспозиции музея, подходы в комплектовании фондов, экспедиционная работа свелась к обследованию колхозов и совхозов, к изучению «естественных производительных сил края». Новая историческая выставка, построенная в 1934 году, носила уже явно идеологический характер. Она, по замыслу устроителей, должна была раскрыть «реакционную сущность монастыря-феодала». Через два года её, по решению бюро райкома КПСС, дополнили материалами о жизни и быте крестьян при крепостном строе. Кроме постоянной экспозиции в крепостной стене ХVII века открыли выставку «Монастырская тюрьма» с показом интерьеров келий, где содержались заключенные I половины XVIII века. На основе выставки в трапезной палате построили в 1937 году «целостную экспозицию на основе марксистко-ленинского учения об общественно-экономических формациях». Она включила в себя и отдел социалистического строительства. Для выдачи справок, консультаций при музее была создана комната посетителя с набором краеведческой и справочной литературы. В дни работы музея там постоянно находился один из сотрудников музея, который отвечал на вопросы посетителей и вел журнал учета. В этом журнале отмечался количественный и социальный состав экскурсантов. Так в 1934 году Кирилловский музей посетило 224 рабочих, 548 колхозников, 754 служащих, 973 школьника.

 

В 1937 году в музее приступили к строительству отдела природы, а в 1938 году, под настойчивым давлением местных властей, в церкви Кирилла появилась антирелигиозная выставка. Деятельность музея находилась под жестким контролем со стороны партийных и советских органов. В районной газете периодически появлялись статьи о работе музея, они порой содержали резкую и необъективную критику. Например, автор статьи «За монастырской стеной» отмечал, что руководство музея (О.П.Бояр, К.В. Борисов) отнеслись к созданию антирелигиозной выставки формально, обвинял работников музея в политической близорукости, требовал «проверить аппарат музея, очистить его от проходимцев и врагов народа…, потребовать от них четкой и добросовестной работы». Последовавшая за ней формальная проверка привела к отстранению директора музея от должности, а затем дело на него было передано в суд. Подвергся репрессиям и научный сотрудник музея И.Ф. Фрейберг. Основным «недостатком» в деятельности музейщиков было то, что они недостаточно занимались пропагандисткой деятельностью, а сосредоточили основное внимание на памятниках».

 

Однако, несмотря на политические бури, затронувшие и Кирилловский музей, работа в нем продолжалась по всем направлениям. Под руководством архитектора Данилова В.В. активно велись ремонтно-реставрационные работы. Усилиями кирилловских реставраторов был восстановлен фундамент, произведена вычинка стен, перекрыта кровля на Малой больничной палате. В 1920 году для поддержки крепостных стен, идущих вдоль Сиверского озера, установили деревянные контрфорсы. В Святых воротах для защиты живописи установили деревянные решетки. Большой объем работ был выполнен на Свиточной башне. В последующие годы были восстановлены своды в Больших больничных палатах, заменена кровля. В 1936-1939 годах были проведены обмеры многих памятников, убраны деревянные крылечки-сени с наружной стороны стены у Казанской башни, укреплены фундаменты стены ХVII века между Московской и Косой башнями. Темпы работ могли быть еще выше, но нехватало объемов финансирования, были проблемы со снабжением стройматериалами. Олифу, например, завозили из Ленинграда. Одновременно с архитектурной реставрацией велась работа и по реставрации монументальной и темперной живописи. Музей и его сотрудники принимали активное участие в проведении археологических раскопок на территории Кирилловского района (неолитическая стоянка на островке Сиверского озера, свайное поселение на реке Модлоне) и на территории музея- поиски Оружейной палаты.

 

Изменение профиля музея негативно отразилось на отношении вышестоящих организаций и местных органов власти к коллекциям музея. В 30-е годы неоднократно проводились изъятия из музея изделий из серебра, церковных тканей, икон и т.п. Уже из фондов музея вывозились иконы, гравюры для пополнения коллекций других музеев, главным образом столичных. В 1933 году была вывезена в Ленинград и значительная часть архива монастыря. При этом счет шел не на листы и отдельные рукописи, а на вес. Всего инспектор Ленинградского областного архивного управления Б.М. Соснов «вывез 53 ящика архивных рукописных материалов» общим весом 4551 кг. В краеведческом музее легче решались и вопросы списания «непрофильных материалов». В августе 1932 года были списаны иконы из иконостаса Введенской церкви и часть другого имущества Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Горицкого монастырей. Как правило, такие вопросы решали эксперты ведущих музеев или представители охраны памятников. К счастью сотрудники Кирилловского музея не спешили выполнить многие такие указания, что позволило сохранить ряд ценных памятников до наших дней.

 

В дни Великой Отечественной войны музей не закрывался. Хотя количество сотрудников в нем резко сократилось. Некоторые из них так и не вернулись с полей сражений. Осенью 1941 года, музей взял на себя заботу об экспонатах эвакуированных из Новгорода. В 1942 году при приближении линии фронта к границам Вологодской области музей стал готовиться к частичной эвакуации. Иконы ХУ века из иконостаса Успенского собора были упакованы и подготовлены к вывозу; оружие, колокола закопали в Больших больничных палатах. В декабре 1941 года пришлось свернуть и постоянную экспозицию музея, так как на её месте, в обширной трапезной палате, разместили мастерскую по ремонту самолетных двигателей; ряд зданий музея заняли воинские части. Ремонтно-реставрационные работы возобновились в музее в 1943 году. Посетившая в тот же год Кириллов правительственная комиссия по учету и охране памятников выработала рекомендации по улучшению охраны памятников в военное время. Однако, прерванный войной процесс реставрации набирал силы медленно. Только к 1948 году музей стал полностью осваивать средства, отпущенные на эти цели.

 

Первые послевоенные годы были наиболее трудными во всей истории музея. Штат 1946 года предусматривал лишь директора и трех сторожей, причем один из них шел по Ферапонтову. В 1948 году начались работы по восстановлению отделов истории и природы. Новые экспозиции строились медленно, так как не хватало опытных музейщиков, и почти не велась собирательская работа. Кроме того директора и научных сотрудников музея постоянно отрывали для участия в пропагандистских мероприятиях.

В 1953 году в Кириллов приехала группа архитекторов Центральных научно-реставрационных мастерских при Академии архитектуры СССР, которая наметила первоочередные задачи по спасению памятников, находящихся в аварийном состоянии, и заложила основы научно-исследовательских и реставрационных работ. В 1957 году был создан Кирилловский реставрационный участок Вологодской научно-реставрационной производственной мастерской. Силами участка началось последовательное выведение памятников Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей из аварийного состояния. Долгое время руководил этим процессом московский архитектор Сергей Сергеевич Подъяпольский.

Подводя итоги деятельности музея в 1920-1950-е годы, нужно отметить, что, несмотря на значительные отклонения от своего естественного пути развития, особенно в период 1932-1955 годов, усилиями музейщиков-энтузиастов удалось не только спасти, сохранить, но частично и восстановить бесценные художественные и архитектурные памятники Кирилло-Белозерского монастыря. Удалось существенно пополнить фондовые коллекции музея. Комплексные экспедиции в Вашкинский, Белозерский, Вологодский, Вожегодский районы Вологодской области позволили выявить и приобрести много произведений народного искусства. За успешную работу в период Всероссийского смотра учреждений культуры музей, в 1958 г., был отмечен Почетной грамотой.

 

В декабре 1955 года,   Министерство культуры РСФСР, решило изменить статус Кирилловского краеведческого музея, структура и задачи которого находились в явном противоречии со значением архитектурных ансамблей и составом музейных коллекций. Однако, процесс превращения краеведческого музея в историко-художественный затянулся на годы. Коллектив музея профессионально был не готов к решению новых задач. Только с середины 1960-х годов началась планомерная реставрация иконописи, а в 1968 году появилась первая экспозиция древнерусского искусства. В штате музея появились искусствоведы, началась серьезная работа по комплектованию коллекции народного искусства Белозерья. Позитивные изменения в жизни музея были закреплены Решением Совета Министров РСФСР 1968 года о повышении статуса музея и создании Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В феврале следующего года было утверждено Положение о музее-заповеднике. Правительственным решением, помимо памятников Кирилло-Белозерского монастыря, за музеем закреплялись архитектурные ансамбли Ферапонтова и Горицкого монастырей с целью из изучения, охраны и контроля за ходом реставрационных работ. В том же документе предусматривалось проведение большого комплекса работ на памятниках и вокруг них: создание охранных зон, мероприятия по благоустройству города Кириллова, прокладке асфальтированных дорог, приведению в порядок береговой полосы Сиверского озера, вывод баз и складов с территорий, примыкающих к музею. И не смотря на то, что выполнена была лишь часть этой программы, создание музея-заповедника благотворно отразилось на развитие города и Кирилловского района. Постановление 1968 года ускорило строительство дороги Вологда – Повенец с отворотом на Кириллов и Ферапонтово. В городе построили гостиницу, турбазу. Началось активное строительство благоустроенного жилья. Застройка осуществлялась по плану, предусматривающему сохранение охранных зон вокруг монастыря.

 

Новый статус музея привел к значительному его расширению. В 1974 году памятники Горицкого монастыря были официально закреплены за музеем-заповедником. В 1975 году филиал музея в Ферапонтове монастыре стал называться Музеем фресок Дионисия и получил соответствующий штат сотрудников. В 1979 году филиалом музея стал музей в соседнем городе Белозерске.

Создание музея-заповедника способствовало количественному и качественному росту кадров научных сотрудников. Их усилиями были перестроены все экспозиции, построены десятки новых выставок, на новую ступень поднялась работа по комплектованию фондов музея. Активная экспозиционная, собирательская, хранительская работа заслужила одобрение и была отмечена в 1983 и 1984 годах Дипломами II степени Министерства культуры РСФСР.

Появление филиалов, расширение экспозиционных площадей, реставрация художественных памятников, издательская деятельность потребовали развития научной работы в музее. С середины 1980-х годов был взят курс на углубленное изучение памятников и фондовых коллекций. Началась работа над каталогами. Научные сотрудники музея стали принимать активное участие в научных конференциях, семинарах, конгрессах. Статьи кирилловских музейщиков стали регулярно появляться на страницах научных сборников и в периодических изданиях. Ежегодно музей стал издавать свои буклеты по выставкам и экспозициям.

 

Качественные изменения произошли в собирательской, фондовой работе. Кирилло-Белозерский музей-заповедник одним из первых в стране перешел на вторую систему учета. В 1990 году в музее был открыт открытый фонд керамики. Значительно выросли музейные коллекции. В 1924 году музею в «наследство от монастыря» досталось 395 экспонатов, в 1956 году их насчитывалось уже 7805, в 1991 году свыше 29 тысяч. Из приобретенных экспонатов многие поступили в дар от населения, в том числе колокола, иконы; значительная часть экспонатов поступила в результате работы комплексных экспедиций музея. Все это позволило сформировать ценные коллекции древнерусского и народного искусства, археологии, письменных источников.

К концу 80-х годов ХХ века многие направления музейной работы были свернуты в связи с нестабильной социально-политической ситуацией в стране, ростом инфляции, удорожанием транспорта и сервисного обслуживания, падением жизненного уровня населения. Посещаемость музея-заповедника к 1993 году упала в четыре раза. Ряд лет не финансировались реставрационные работы, не комплектовался библиотечный фонд музея, прекратилась экспедиционная деятельность музея.

Правда в связи с тем, что с летней навигации 1991 года музей-заповедник вошел в новый водный туристический маршрут «Москва – С-Петербург» с заходом комфортабельных теплоходов с иностранными туристами на Валаам, Кижи ситуация несколько изменилась. На этом маршруте Кириллов стал визитной карточкой Вологодской области. Правительство Вологодской области оказало музею необходимую материальную и моральную поддержку. В 1993 году была разработана Программа подготовки и празднования 600-летних юбилеев Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. В ходе реализации этой Программы были выполнены многие проекты по реставрации и музеефикации памятников, была реализована обширная выставочная и издательская программа. Указом Президента РФ от 2 апреля 1997 Кирилло-Белозерский музей – заповедник включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Повышение статуса музея привело к качественному улучшению бюджетного финансирования музея, повысило его престиж, позволило лучше решать вопросы развития материально-технической базы музея, активнее развивать все направления музейной работы.

 

В настоящее время усилия музея направлены на формирование и развитие музейного собрания, обеспечение безопасности музейных ценностей и создание оптимальных условий для их хранения. Одной из важных задач музея-заповедника является работа по комплектованию фондовых коллекций. Приоритетным направлением деятельности музея стала экспозиционно-выставочная работа. В последнее время музей активно участвует в зарубежных выставочных проектах. Важным направлением деятельности музея остаётся реставрация движимых и недвижимых памятников. Большая работа проводится по учёту и мониторингу памятников архитектуры. Одним из основных направлений деятельности музея является научно-исследовательская и издательская работа. Ежегодно по итогам научной работы проводятся научные конференции в музее. Издательская деятельность музея направлена на публикацию результатов научных исследований, популяризацию памятников истории и культуры, привлечению в музей более широких кругов населения, в том числе и иностранных туристов. Не менее значима работа по каталогизации музейных коллекций. Научно-просветительская работа музея направлена на популяризацию памятников музея, его коллекций, и на работу по  привлечению в музей посетителей. Посещаемость Кирилло-Белозерского музея-заповедника составляет около 260 000 человек в год (вместе с филиалом). 60% посещаемости составляет категория «Иностранные туристы». Сотрудники музея ежегодно проводят около 400 массовых мероприятий для 20 000 человек и читают около 500 лекций. 

Руководители музея

с 01.10.2009

Михаил Николаевич Шаромазов

 

Михаил Николаевич Шаромазов родился в 1958 году. Образование высшее, закончил в 1990 году Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина по специальности теория и история искусства. Общий стаж работы 35лет, в том числе в музее - 22 года. В 1986 году работал в Государственном художественном музее Молдавской ССР (Кишинёв). С 1 сентября 1987 года приступил к работе в Кирилло-Белозерском музее в должности научного сотрудника древнерусского отдела. С декабря 1989 года работал в Музее фресок Дионисия заместителем директора по научной работе и заведующим экспозиционно-выставочным отделом. 1 октября 2009 года назначен директором Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Автор более 100 научных публикаций.

В 1998 году награждён Почётной грамотой Губернатора за вклад в развитие музея и культуры Вологодской области. В 2008 году удостоен Государственной премии Вологодской области за работу по сохранению, изучению и популяризации историко-культурного наследия за 2007 год.

 

 

с 01.06.1991 по 30.09.2009

Галина Олеговна Иванова

 

Начало работы в качестве директора совпало с трудным и переломным временем. наступившим в стране. Несмотря на постоянные перебои с финансированием Галина Олеговна сумела успешно организовать все направления деятельности музея. Особое внимание программа уделяла различным восстановительным и реставрационным работам на территории Кирилло-Белозерского монастыря.

В апреле 1997 года Президент Российской Федерации подписал Указ о включении Кирилло-Белозерского музея-заповедника в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. В январе 1998 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник стал музеем федерального значения, в результате чего стало более стабильным финансирование всех сфер деятельности музея.

За большие успехи в работе Галина Олеговна неоднократно удостаивалась различных наград. В 1993 году ей присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Указом Президента РФ от 19 октября 2001 года она была награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».

 

 

с 01.09.1975 по 01.06.1991

Надежда Ивановна Терентьева

 

Н.И. Терентьева возглавляла музей в общей сложности в течение 20 лет. Её трудовая деятельность в музее совпала с периодом его становления как музея-заповедника, появления у него крупных филиалов. За это время значительно вырос коллектив музея, качественные изменения произошли в реставрационной, экспозиционной, фондовой, издательской работе. За успехи в работе музей был отмечен Дипломами Министерства культуры РСФСР. Во время работы в музее Н.И. Терентьева проявила себя не только как опытный администратор и хозяйственник, но и как неутомимый общественный деятель и организатор, горячий защитник памятников культуры.

Н.И. Терентьева удостоена звания «Заслуженный работник культуры РСФСР», награждена медалями, ведомственными знаками и Почётными грамотами

 

 

с 01.11.1974 по 01.09.1975

Галина Олеговна Иванова (и.о.)

 

Работает в музее с 1970 года, сначала она была научным сотрудником, затем возглавила отдел древнерусского искусства, позднее стала заместителем директора по научной работе.

 

 

с 01.11.1963 по 01.11.1974

Александр Фёдорович Поздняков

 

Участник Великой Отечественной войны, выпускник Ярославского художественного училища. После окончания учёбы был направлен в Кирилловский музей. Работал искусствоведом, позднее – директором музея.

Приоритетными направлениями в работе музея при А.Ф. Позднякове стали реставрация архитектурных и художественных памятников, организация новых экспозиций и выставок. В 1960 -1970-е годы в результате археологических раскопок фонды музея пополнились многими экспонатами.

В 1968 году правительство страны приняло решение о преобразовании Кирилловского историко-художественного в историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Такой статус музей получил первым в Вологодской области. В результате этого преобразования улучшилась работа по учёту и хранению музейных ценностей. Была закончена научная паспортизация предметов, содержащих драгоценные камни и металлы. На большинство экспонатов были составлены научные паспорта с фотоснимками и каталожные карточки.

 

 

с 01.12.1959 по 01.11.1963

Надежда Ивановна Терентьева

 

Н.И. Терентьева возглавляла музей в общей сложности в течение 20 лет. Её трудовая деятельность в музее совпала с периодом его становления как музея-заповедника, появления у него крупных филиалов. За это время значительно вырос коллектив музея, качественные изменения произошли в реставрационной, экспозиционной, фондовой, издательской работе. За успехи в работе музей был отмечен Дипломами Министерства культуры РСФСР. Во время работы в музее Н.И. Терентьева проявила себя не только как опытный администратор и хозяйственник, но и как неутомимый общественный деятель и организатор, горячий защитник памятников культуры.

Н.И. Терентьева удостоена звания «Заслуженный работник культуры РСФСР», награждена медалями, ведомственными знаками и Почётными грамотами.

 

 

с 18.10.1945 по 01.09.1959

Николай Полиевктович Янусов

 

До прихода в музей работал на различных должностях в партийных и советских органах.

С 1945 года и до выхода на пенсию был директором музея. В то время по штатному расписанию в музее кроме директора числились всего два научных сотрудника. Научно-исследовательская работа сводилась к знакомству с фондами, архивом и библиотекой музея. В конце 1940-х годов наиболее активно велась экскурсионная работа.

В декабре 1955 года Министерство культуры РСФСР решило изменить статус Кирилловского музея, сделав его историко-художественным. Благодаря реорганизации появилась возможность открыть новые отделы: истории и искусства дореволюционного прошлого, истории советского общества, природы.

 

 

с 11.07.1944 по 18.10.1945

Люция Гавриловна Батова

 

В настоящее время музей не располагает детальной информацией о работе этого руководителя.

 

 

с 21.02.1944 по 11.07.1944

Мария Николаевна Лапина (и.о.Столяровой)

 

В настоящее время музей не располагает детальной информацией о работе этого руководителя.

 

 

с 22.02.1943 по 11.07.1944

Елизавета Александровна Столярова

 

При ней в октябре 1943 года был закрыт антирелигиозный отдел экспозиции, как "несоответствующий моменту", что свидетельствовало об изменении отношении к Церкви.

 

 

с 01.08.1942 по 22.02.1943

Николай Курнаков

 

В настоящее время музей не располагает детальной информацией о работе этого руководителя.

 

 

с 21.07.1942 по 01.08.1942

Иван Васильевич Петров

 

В настоящее время музей не располагает детальной информацией о работе этого руководителя.

 

 

с 09.10.1939 по 21.07.1942

Константин Васильевич Борисов

 

Приступил к работе в музее в качестве заведующего историческим отделом. Позднее занимал должности заместителя директора по научной работе, директора.

В 1940 году согласно постановлению политпросвет сектора облоно Кирилловский музей официально был переименован в краеведческий. Он вёл работу по пропаганде истории края, его природных богатств, социалистических преобразований, происходящих в районе. Это направление постоянно навязывалось музею, хотя и противоречило содержанию коллекций и назначению памятников.

К.В. Борисов в 1942 году ушёл на фронт.

 

 

с 25.07.1937 по 09.10.1939

Ольга Петровна Бояр

До приезда в Кириллов несколько лет работала в Новгородском музее. Имея стаж музейной работы, О.П. Бояр особое внимание стала уделять подбору специалистов-музейщиков. По инициативе директора стали больше строить временных и передвижных выставок. 1937 год стал для музея годом активной научно-исследовательской работы: летом научные сотрудники принимали участие в проведении археологических раскопок на территории района. Примерно в это же время на территории Кирилло-Белозерского монастыря возобновились ремонтно-реставрационные работы.

 

 

с 01.08.1935 по 25.07.1937

С.Е. Фединцев

 

В настоящее время музей не располагает детальной информацией о работе этого руководителя.

 

 

с 07.05.1934 по 01.08.1935

Николай Лаврентьевич Гуров

 

В настоящее время музей не располагает детальной информацией о работе этого руководителя.

 

 

с 01.12.1933 по 07.05.1934

А.Н. Финн

 

В настоящее время музей не располагает детальной информацией о работе этого руководителя.

 

 

с 04.10.1932 по 01.12.1933

Николай Фёдорович Градов

 

В настоящее время музей не располагает детальной информацией о работе этого руководителя.

 

 

с 01.08.1932 по 04.10.1932

Георгий Георгиевич Антипин (и.о.)

 

Поступил на работу в музей научным сотрудником, позднее исполнял обязанности директора. Впоследствии его призвали в ряды Красной Армии. В 1934 году Г.Г. Антипин (в то время он был научным сотрудником) подготовил первую публикацию музея – книгу «Крепость Кирилло-Белозерского монастыря». Она была напечатана в Кирилловской типографии тиражом тысяча экземпляров.

 

 

с 01.06.1929 по 01.08.1932

Екатерина Варфоломеевна Дьяконова

 

Искусствовед по образованию, музейщик. При ней были заложены основы экспозиционной, научной и фондовой работы. Так, 14 июля 1929 года в церкви Введения с трапезной палатой была открыта первая экспозиция, состоявшая из семи разделов. Планы работы музея предусматривали организацию выставок разных коллекций, оставление краткого путеводителя по музею, проведение полной инвентаризации фондов, разбор архива, обследование памятников истории и архитектуры по Кирилловскому району. Реализовать эти планы удалось только частично.

 

 

с 01.12.1924 по 01.06.1929

Александр Александрович Холмовский

 

Первый директор музея. В его задачи входила организация работы музея, приём на хранение имущества Кирилло-Белозерского монастыря. В то время главным в работе директора было систематизировать все предметы, распределить их по коллекциям, поставить на учёт, выявить ценные памятники из имущества церквей, монастырей и усадеб Кирилловского района.

Структура музея

Деятельность

Платные услуги

Вакансии

Контакты

Информация и отчеты о выполнениии государственного задания Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»

План мероприятий по улучшению качества деятельности Кирилло-Белозерского музея-заповедника и Результаты независимой оценки качества оказания услуг организации культуры

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Информациия о контрольных мероприятиях и их результатах.

Антикоррупционная деятельность

Учредительные документы

План финансово-хозяйственной деятельности музея

Поделиться

>
ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ